Войти через соцсеть:
Войти через email:
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции: левое – за логическое мышление, анализ и речь, а правое – за образное мышление и креативность. Для эффективной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Принцип единства интеллекта и аффекта, согласно которому познавательные процессы тесно связаны с эмоциональной сферой человека, был сформулирован ещё в XVII веке Бенедиктом Спинозой. Наибольшее развитие исследование связи эмоциональных и когнитивных процессов получило в теории Льва Семёновича Выготского, который отмечал, что высшим психическим функциям присуща интеллектуальная и аффективная природа, а мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания.
Выдающийся советский психолог, академик Владимир Петрович Зинченко подчёркивал, что «чувства вносят весомый вклад в создаваемую человеком всегда пристрастную картину мира». Другой советский академик Александр Владимирович Запорожец подчёркивал: «Включаясь в единую систему, эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего важную роль в смыслообразовании и целеполагании».
Интересно, что, если Л.С. Выготский считал, что влияние среды на развитие личности происходит через переживание, то другой, не менее известный теоретик отечественной психологии А.Н. Леонтьев полагал, что «в диалектике взаимопереходов переживания и деятельности ведущей является деятельность».
Таким образом педагогическая стратегия организации познания и личностного развития заключается в управлении переживаниями обучающихся в процессе их образовательной деятельности. Результатом образовательного процесса является субъективное отношение к объекту познания, которое регулирует поведенческие стратегии личности.
Опрос экспертов показал, что в современном образовании сформировался катастрофический дисбаланс: порядка 80-90 % образовательной активности связано с интеллектуальным развитием и только 10-20 % – с эмоциональным. В то же время немногочисленные эффективные образовательные технологии, обеспечивающие развитие креативности и эмоционального интеллекта, носят аффективно-рациональный характер и направлены на формирование мыслеобразов. Как подчёркивает Г.Д. Гачев: «Работа с мыслеобразами есть особый род духовной деятельности, где соединяются рассудок и воображение, упражняется и рационалистическая наша способность, и художественная». К таким технологиям могут быть отнесены педагогические разработки В.Ф. Шаталова, С.З. Казарновского, В.А. Ясвин и др., технологии творческой самореализации Ж. Леграна, Т. Танаки и др.
В докладе «Global education futures» на международной образовательной конференции «EdCrunch Glocal» в 2021 году в Москве было констатировано, что системы образования, «построенные по лекалам позапрошлого столетия», все больше перестают соответствовать требованиям времени. Нужна качественно новая образовательная парадигма, отвечающая вызовам сложного мира XXI века.
В то же время большинство «инновационных образовательных технологий» предлагают лишь несущественные изменения в рамках традиционных образовательных процессов и программ. Чтобы создать условия для нового образования, технологические педагогические инновации должны быть дополнены радикальным изменением личных, межличностных и системных аспектов сферы образования: рост ученико-центрированного образования и распространение «самоуправляемых» учащихся; формирование парадигмы образования для команд, сообществ и сетей; новые «глокальные» образовательные экосистемы; эволюция показателей образовательного «успеха».
Принципиальным моментом в становлении новой образовательной парадигмы представляется полная смена понимания качества образования, сдвиг этого понимания с академического на социальное качество образования. Именно на социальное качество образования нацеливают как международные, так и отечественные стратегические документы. В докладе 1996 года Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище) (Learning: The Treasure Within) в качестве образовательных результатов выделяются личностные качества и ценности, инновационность и креативность, коммуникация и сотрудничество, лидерство и ответственность, мотивация к труду.
В соответствие с современными приоритетами образовательной политики в качестве приоритетных образовательных результатов рассматривают личностные и метапредметные результаты обучающихся. Для того чтобы быть конкурентоспособным в современном сложном и динамичном мире, становится особенно актуальным: конструктивно взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми (что проявляется в осуществлении совместных проектов, разумном и мирном решении неизбежных конфликтов); постоянно осознанно учиться (сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин); эффективно работать (совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле – приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть); творчески жить (поскольку XXI век требует большей самостоятельности, способности к оценке и усиления личной ответственности в коллективных проектах).
Приоритеты новой образовательной парадигмы могут быть представлены рядом ключевых позиций. 1. Личностное развитие является педагогическим приоритетом образования. 2. Ориентация на личностно-развивающие организационно-образовательные модели. 3. Образовательная среда выступает ключевым фактором личностного развития. 4. Содержание личностного развития предусматривает развитие эмоционального и социального интеллекта, социальных компетенций и «мягких навыков», а также развитие навыков самоопределения, самоорганизации и саморегуляции, развитие личностного потенциала и т.п. 5. Персонализированное образование, индивидуализация образовательного процесса, построение персональных образовательных траекторий. 6. Непрерывность образования в течение всей жизни. 7. Контекстная ориентация предметного преподавания на этические и экологические проблемы человечества, межкультурную коммуникацию; единство эмоционального и интеллектуального освоения учебного материала. 8. Интегративный межпредметный характер образовательного процесса с акцентом на проблемное обучение, самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность. 9. Цифровизация образовательного процесса. 10.Социализация в процессе образовательной деятельности.