Витольд Ясвин
Заведующий кафедрой педагогической культуры и управления в образовании, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических т @ Государственное автономное образовательное учрежде
Москва

Футурология образования: приоритеты, прогнозы, технологии

Описание:

В докладе «Global education futures» на международной образовательной конференции «EdCrunch Glocal» в 2021 году в Москве было констатировано, что системы образования, «построенные по лекалам позапрошлого столетия», все больше перестают соответствовать требованиям времени. Нужна качественно новая образовательная парадигма, отвечающая вызовам сложного мира XXI века.

В то же время большинство «инновационных образовательных технологий» предлагают лишь несущественные изменения в рамках традиционных образовательных процессов и программ. Чтобы создать условия для нового образования, технологические педагогические инновации должны быть дополнены радикальным изменением личных, межличностных и системных аспектов сферы образования: рост ученико-центрированного образования и распространение «самоуправляемых» учащихся; формирование парадигмы образования для команд, сообществ и сетей; новые «глокальные» образовательные экосистемы; эволюция показателей образовательного «успеха».

Принципиальным моментом в становлении новой образовательной парадигмы представляется полная смена понимания качества образования, сдвиг этого понимания с академического на социальное качество образования. Именно на социальное качество образования нацеливают как международные, так и отечественные стратегические документы. В докладе 1996 года Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище) (Learning: The Treasure Within) в качестве образовательных результатов выделяются личностные качества и ценности, инновационность и креативность, коммуникация и сотрудничество, лидерство и ответственность, мотивация к труду.

В соответствие с современными приоритетами образовательной политики в качестве приоритетных образовательных результатов рассматривают личностные и метапредметные результаты обучающихся. Для того чтобы быть конкурентоспособным в современном сложном и динамичном мире, становится особенно актуальным: конструктивно взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми (что проявляется в осуществлении совместных проектов, разумном и мирном решении неизбежных конфликтов); постоянно осознанно учиться (сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин); эффективно работать (совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле – приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть); творчески жить (поскольку XXI век требует большей самостоятельности, способности к оценке и усиления личной ответственности в коллективных проектах).

Приоритеты новой образовательной парадигмы могут быть представлены рядом ключевых позиций. 1. Личностное развитие является педагогическим приоритетом образования. 2. Ориентация на личностно-развивающие организационно-образовательные модели. 3. Образовательная среда выступает ключевым фактором личностного развития. 4. Содержание личностного развития предусматривает развитие эмоционального и социального интеллекта, социальных компетенций и «мягких навыков», а также развитие навыков самоопределения, самоорганизации и саморегуляции, развитие личностного потенциала и т.п. 5. Персонализированное образование, индивидуализация образовательного процесса, построение персональных образовательных траекторий. 6. Непрерывность образования в течение всей жизни. 7. Контекстная ориентация предметного преподавания на этические и экологические проблемы человечества, межкультурную коммуникацию; единство эмоционального и интеллектуального освоения учебного материала. 8. Интегративный межпредметный характер образовательного процесса с акцентом на проблемное обучение, самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность. 9. Цифровизация образовательного процесса. 10.Социализация в процессе образовательной деятельности.

О спикере

Витольд Ясвин

Заведующий кафедрой педагогической культуры и управления в образовании, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических т @ Государственное автономное образовательное учрежде
Москва

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Похожие доклады