Витольд Ясвин
Заведующий кафедрой педагогической культуры и управления в образовании, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических т @ Государственное автономное образовательное учрежде
Москва

Интеграция аффекта и интеллекта в процессе познания

  • Зал : Главный
  • Категории : Управление
  • Секции: Эмоции

Описание:

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции: левое – за логическое мышление, анализ и речь, а правое – за образное мышление и креативность. Для эффективной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Принцип единства интеллекта и аффекта, согласно которому познавательные процессы тесно связаны с эмоциональной сферой человека, был сформулирован ещё в XVII веке Бенедиктом Спинозой. Наибольшее развитие исследование связи эмоциональных и когнитивных процессов получило в теории Льва Семёновича Выготского, который отмечал, что высшим психическим функциям присуща интеллектуальная и аффективная природа, а мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания.

Выдающийся советский психолог, академик Владимир Петрович Зинченко подчёркивал, что «чувства вносят весомый вклад в создаваемую человеком всегда пристрастную картину мира». Другой советский академик Александр Владимирович Запорожец подчёркивал: «Включаясь в единую систему, эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего важную роль в смыслообразовании и целеполагании».

Интересно, что, если Л.С. Выготский считал, что влияние среды на развитие личности происходит через переживание, то другой, не менее известный теоретик отечественной психологии А.Н. Леонтьев полагал, что «в диалектике взаимопереходов переживания и деятельности ведущей является деятельность».

Таким образом педагогическая стратегия организации познания и личностного развития заключается в управлении переживаниями обучающихся в процессе их образовательной деятельности. Результатом образовательного процесса является субъективное отношение к объекту познания, которое регулирует поведенческие стратегии личности.

Опрос экспертов показал, что в современном образовании сформировался катастрофический дисбаланс: порядка 80-90 % образовательной активности связано с интеллектуальным развитием и только 10-20 % – с эмоциональным. В то же время немногочисленные эффективные образовательные технологии, обеспечивающие развитие креативности и эмоционального интеллекта, носят аффективно-рациональный характер и направлены на формирование мыслеобразов. Как подчёркивает Г.Д. Гачев: «Работа с мыслеобразами есть особый род духовной деятельности, где соединяются рассудок и воображение, упражняется и рационалистическая наша способность, и художественная». К таким технологиям могут быть отнесены педагогические разработки В.Ф. Шаталова, С.З. Казарновского, В.А. Ясвин и др., технологии творческой самореализации Ж. Леграна, Т. Танаки и др.

О спикере

Витольд Ясвин

Заведующий кафедрой педагогической культуры и управления в образовании, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических т @ Государственное автономное образовательное учрежде
Москва

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Похожие доклады